ДЕСЯТЬ ЛЕТ IPHONE: КАК СТИВ ДЖОБС ИЗМЕНИЛ МИР

83

«Почему телефон?» — спросил я Стива Джобса десять лет назад. На сцене Moscone West Hall в Сан-Франциско генеральный директор Apple только что представил то, что станет самым революционным продуктом, начиная с PC. Джобс это хорошо понимал. Но iPhone так разительно отличался от всего остального, что не было никакой гарантии, что он будет иметь успех. Тогда ничто не говорило о том, что в наши дни выход из дома без смартфона будет сродни прогулке голышом.

Джобс посмотрел на меня с невозмутимым видом. «Мы посмотрели на рынок, проанализировали его, изучили покупательский спрос и пришли к выводу, что сможем заработать много денег», — сказал он.

Это была шутка! «Это не про нас», — быстро объяснил он. Apple давно хотела выпустить телефон. У компании было много идей, особенно в части создания тачскрин-интерфейса. Но нужно было дождаться правильного момента, когда операторы связи будут готовы уступить Apple контроль, позволив компании спроектировать пакет аппаратного и программного обеспечения.

Одна вещь поразила меня во время выступления Джобса: Apple создала небольшой набор собственных приложений, и похоже, устройство не было открыто для сторонних разработчиков. Это не следовало из его доклада, но Джобс подтвердил мою догадку. Он объяснил, что это вопрос безопасности. «Не нужно, чтобы ваш телефон был открытой платформой, — сказал он мне. — Вы же не хотите, чтобы он перестал работать из-за трех приложений, которые вы загрузили утром. Cingular не хочет видеть, как их мобильная сеть рухнет из-за какого-то приложения. В этом смысле эта вещь больше похожа на iPod, чем на компьютер».

Теперь мы, конечно, знаем, что Apple изменила курс. С тех пор пользователи iPhone загрузили более 40 млрд приложений. И это была революция, благодаря которой iPhone (а теперь и его конкуренты) позволяет нам выполнять головокружительный диапазон действий.

В январе 2007 ожидания Джобса были высоки. Но они даже близко не отражали то влияние, которое iPhone окажет на мир   —  и на саму Apple. В последнем квартале Apple продала приблизительно 75 млн iPhone за $51 миллиард. В течение этих трех месяцев iPhone принес приблизительно две трети дохода компании. Всего Apple продала более миллиарда телефонов.

Apple известна тем, что не оглядывается назад. Когда приближается годовщина какого-то продукта, компания обычно отвергает просьбы вспомнить и поговорить об этом. («Я не думаю об этом», — сказал мне Джобс накануне 25-й годовщины «Макинтош» в 2008 году.) В этот раз компания сделала исключение: на прошлой неделе я встретился с вице-президентом компании Филом Шиллером, который вошел в руководство Apple в апреле 1997 года, одновременно с возвращением Стива Джобса. Шиллер был глубоко вовлечен в разработку и запуск iPhone.

Я спросил его, было ли у Apple предчувствие, каким огромным проектом окажется iPhone.

«Да, но не в таком масштабе, — сказал он. — Мы знали, что работаем над чем-то важным, большим для Apple, и что эта вещь изменит мир в будущем. Но мы не знали, насколько серьезно это будет, сколько всего случится из-за него».

Шиллер также пролил свет на то, почему iPhone был создан как закрытая система. Тогда в Apple происходили горячие внутренние дебаты. Некоторые хотели, чтобы девайс был открытой системой, как «Макинтош», другие склонялись к закрытой системе, как iPod. Спор был закончен, когда инженеры поняли: даже если бы сторонники открытой системы победили, было бы невозможно осуществить это к дате запуска. Стив Джобс лично закрыл обсуждение.

Шиллер отверг мое предположение, что звездный час iPhone настал, когда Apple открыла двери для разработчиков, и мы узнали, что для всех мыслимых и немыслимых действий существуют приложения.

«Люди недооценивают, насколько революционным был iPhone, когда он впервые вышел на рынок, и все мы впервые получили его и влюбились в него, — говорит Шиллер. — iPhone сделал идею смартфона реальной. Это был настоящий компьютер в кармане. Идея настоящего интернета, реального веб-браузера, multitouch. В нем было так много вещей, которые составляют суть сегодняшнего смартфона. Они сформировали продукт, в который клиенты влюбились, а уж потом им потребовалось больше всяких штучек в нем, больше приложений».

Я поинтересовался, как успех iPhone изменил саму Apple. Шиллер предпочитает рассматривать iPhone как часть непрерывного процесса перемен, который начался с возвращения Джобса и создания iPod.
Продолжите чтение, нажав на номер следующей страницы ниже.